Ремонт системы охлаждения

В двигателе внутреннего сгорания тепловая энергия от сгорания топлива (цепочка последовательных микровзрывов горючего в цилиндрах) преобразуется в механическую работу агрегатов двигателя авто. Соответственно, в процессе эксплуатации, на мотор оказывается постоянное влияние очень высоких температур.

Перегрев двигателя авто может привести не только к дискомфорту, а и к серьёзным поломкам. Под действием высоких температур смазка выгорает, меняется нормальное расстояние между деталями двигателя, что повышает их износ и может привести к заклиниванию. Повышенная температура двигателя негативно сказывается на коэффициенте наполнения цилиндров, а в бензиновых двигателях еще и детонационное сгорание рабочей смеси. Нежелательным является и чрезмерное охлаждение работающего двигателя, что влечет за собой понижение мощности мотора, увеличение вязкости смазки, появление конденсата от горючего (который частично смывает смазку со стенок цилиндров), а это в свою очередь повышает трение, а, соответственно, и износ деталей двигателя.

Поэтому, в автомобилях присутствует система охлаждения двигателя, отвечающая за поддержание такого температурного режима во время работы двигателя, который обеспечит наибольшую его производительность и мощность, предотвратит чрезмерный износ деталей.

Кроме того, система охлаждения двигателя решает следующие задачи:

— ускорение прогрева двигателя до рабочей температуры;

— подогрев воздуха для прогрева салона авто;

— охлаждение системы смазки двигателя;

— охлаждение выхлопных газов (в случае если используется рециркуляция);

— охлаждение воздуха (при использовании турбонаддува);

— охлаждение смазки в коробке передач (автоматической коробке передач).

Различают следующие системы охлаждения двигателя: воздушную (открытого типа), жидкостную (закрытого типа) и комбинированную. В воздушной системе для отвода лишнего тепла используется поток воздуха. В жидкостной – охлаждение деталей происходит за счет отвода избытка тепла потоком специальной жидкости, так называемой охлаждающей жидкости. Соответственно, в комбинированной системе охлаждения двигателя объединены принципы действия и воздушной, и жидкостной систем.

В современных автомобилях наиболее часто используется жидкостная система охлаждения закрытого типа. Среди преимуществ этой системы: равномерное охлаждение и меньший уровень шума. В качестве охлаждающей жидкости используются вода (в устаревших конструкциях двигателей) и антифриз.

Антифриз – это охлаждающая жидкость для системы охлаждения автомобиля, не замерзающие при отрицательной температуре, которая состоит из водного раствора этиленгликоля или пропиленгликоля. Этиленгликоль агрессивен к материалам двигателя, поэтому в него добавляют противокоррозионные, антивспенивающие, стабилизирующие присадки. Пропиленгликоль безвреден для человека и окружающей среды, но при тех же качествах, он намного дороже, поэтому используется реже.

Жидкостная система охлаждения закрытого типа состоит из:

— радиатора с электрическим, механическим или гидравлическим вентилятором;

— радиатора отопителя (печки) с электрическим вентилятором;

— рубашек охлаждения блока цилиндров и головки блока ДВС;

— термостата;

— насоса (помпы);

— расширительного бачка;

— крана радиатора отопителя (печки);

— соединительных патрубков и шлангов;

— температурного датчика.

Принцип действия жидкостной системы охлаждения двигателя заключается в принудительной, целенаправленной циркуляции охлаждающей жидкости, которая, забирая тепло у деталей двигателя, под действием давления насоса, осуществляет теплообмен.

Когда мотор только завелся, циркуляция охлаждающей жидкости производится по малому кругу, то есть без задействования радиатора. Это необходимо для того, чтобы ускорить процесс прогрева двигателя до рабочей температуры.

Когда температура двигателя достигает высоких температур, посредством открытия термостата, начинается движение охлаждающей жидкости по большому кругу, то есть с заходом в радиатор. Таким образом, двигатель авто остужается немедленно, ведь в систему охлаждения из радиатора поступила жидкость, которая ранее не использовалась. Радиатор охлаждается естественным путем, за счет потока атмосферного воздуха, который поступает через решетку радиатора во время движения автомобиля.

В летний период, когда температура атмосферного воздуха высокая и жидкость не успевает остывать в радиаторе, в работу включается электрический вентилятор, который дополнительно охлаждает радиатор и частично непосредственно двигатель. Выключается этот «ленивец» специальным устройством при достижении охлаждающей жидкостью определенного уровня температуры. Если в радиаторе используется вентилятор механического типа (вентилятор соединен с коленвалом ременной передачей), то работает он постоянно.

Когда возникает необходимость в подогреве воздуха в салоне авто, включается отопитель (печка). В этом случае, охлаждающая жидкость через открытый кран заходит в отопитель, где с помощью радиатора, и остывает, и обогревает воздух в салоне, отдавая избыточное тепло.

Исправность системы охлаждения двигателя – залог не только бесперебойной работы двигателя автомобиля, но и комфорта водителя, пассажиров. Поэтому, рекомендовано систематически проводить диагностику системы охлаждения двигателя.